Предприниматели рассказывают о том, как и почему они провалили свой бизнес проект

Что такое Fuckup Nights?

13 апреля в коворкинге GrowUp Платформа Роста прошло дискуссионное шоу Fuckup Nights Saint-Petersburg. Цель мероприятия – вместе посмеяться над бизнес-неудачами и понять, что пошло не так. Формат далеко не новый, подобные события знают и любят во всем мире, но посиделки в GrowUp с пивом и чипсами подкупили редакцию BE today своей душевностью.

Ниже мы привели истории трех героев вечера. Оставляем извлечение морали из этих рассказов на ваше усмотрение.

Саша Житинская, eх-арт-директор «Книги и кофе»

Я делала этот проект вместе с отцом. Когда его не стало, все управление перешло ко мне, к чему я оказалась не готова. Требовалось выполнять работу менеджера, вникать в бухгалтерию и составлять меню, а делать это категорически не хотелось. Душа лежала к творчеству – сказывалось воспитание и музыкальное образование.

  Тем не менее, я считала, что должна продолжить дело отца. Этот моральный долг заставлял меня заниматься проектом. Из-за этого внутреннего конфликта я регулярно отлынивала от руководящих обязанностей и, например, украшала печеньки. Попытка найти наемного управляющего не увенчалась успехом. В какой-то момент меня захватил другой проект – книга. Так начался мой внутренний рост, но внешний упадок «Книг и кофе». У нас накопились большие долги, а уверенности в том, что это то дело, которым мне нужно заниматься, не было. В итоге я отдала проект в другие руки. Скоро там закончится ремонт, и «Книги и кофе» снова откроют свои двери. Меня вы там тоже сможете увидеть, но уже в роли организатора мероприятий. Таким образом, я не стала предпринимателем, но нашла свой путь, стала мамой. Иногда нужно понять, что бизнес – это не твое.

Максим Алексеев, создатель проекта здорового питания с доставкой «IDOL body»

Чем я только не занимался. Моим первым бизнесом была сдача в аренду диска с порно, когда я учился в школе. Потом на меня повлияла популярная в те годы книга «Корпорация счастья» об организации вечеринок. Моя первая вечеринка провалилась. На вторую пришло много людей, и она получилось классной, 

только вот дохода от нее я не получил – клуб, с которым я сотрудничал, повел себя нечестно. Вывод: не отдавайте важную работу на аутсорс, проверяйте все сами. Понял, что чтобы продолжать делать вечеринки, надо иметь своё место, свой клуб. После этого факапа, решил взять тайм-аут и поработать по специальности, в атомной энергетике. Условия были хорошими, зарплата высокой, и я надолго застрял на этом месте. Стабильность породила страх уйти и не найти работу. Казалось, что за пределами нашего института жизнь заканчивается. Наконец, я совершил волевое усилие и ушел. Жена подсказала идею – поехать на месяц в Непал волонтером, строить там школу. Именно там я постиг безграничность мира. Там совершенно другая культура – у людей ничего нет, но они улыбаются. По возвращении в Россию были еще неудачные начинания (например, продажа ламп из труб, после чего я сделал вывод, что не нужно работать с друзьями). Наконец, я занялся тем, что мне нравится – мы продаем здоровое питание с доставкой. Сейчас IDOL body успешно развивается. Я понял, что самое ценное – это команда. Начинал один и думал, что работать 14 часов в день – это круто, и сильно ошибался. Старайтесь проверять свои идеи с минимальными вложениями и уже после инвестировать большие суммы. Самое главное – сохраняйте позитивный настрой: что в космос посылаешь, то и получишь.

Основатель фотоагентства «ФотоХлеб» Руслан Хамзин

Я какое-то время работал в рекламном агентстве, после чего решил открыть свое с полным циклом рекламных услуг. Пришлось сделать огромное количество презентаций и прайс-листов – у нас были цены на ВСЁ. Поставщики-сволочи постоянно меняли цены, что создавало кучу проблем. После неудачи решили с партнерами открыть магазин – взяли кредит на сумму в 600 тыс. руб., купили островок на Avito, арендовали место в ТЦ. До этого был опыт интернет-магазина, но проблемой было найти логистическую компанию, 

  которая доставляла бы заказы по всей России. Проходимость в торговом центре была большой, и мы уже ожидали космических прибылей, но в 1ый день продали товара на 0 руб. Во второй день выручка составила 500 руб. Тем не менее, мы платили себе зарплаты из кредита – я купил мотоцикл и ноутбук. Затем мама моего друга предложила нам продавать фарфоровых ангелочков, ведь основными посетителями торгового центра были мамаши с детьми. В результате по утрам мы закупались денежными жабами, обложками для паспорта и фарфоровыми конями на Апражке, а затем продавали все это в своем ТЦ. Увы, вся выручка уходила на погашение издержкек, да и фарфоровые ангелочки были мне не по душе. Бизнес закрыли, остатки товара продали какому-то африканцу. Остались должны банку 600 тыс. Сейчас в агентстве Фотохлеб у нас нет конкурентов, т.к. мы делаем все услуги, связанные с фото, и разработали особую бизнес-модель. Мы не делаем дёшево или дорого, мы делаем хорошо и не пытаемся прогнуться под клиента. Цена – это абстрактная вещь, в услугах ее просто нет. Ты стоишь столько, за сколько себя продаёшь. Бизнес – это такой же рок-н-ролл. Собираемся открыть Аудиохлеб – писать корпоративные гимны, песенки. Этот рынок пока свободен. Может, потребности нет, но можно же ее создать. Уверен, на сей раз нас ждет успех!