Наши впечатления от посещения конференции Айн Рэнд 2018

 

Таких, как вы, девушки не любят. Они любят молодых, длинноногих, политически грамотных. (с)

Конференция прошла в Петербурге 11 февраля в модном пространстве Охта Lab при поддержке центра Адама Смита. В ходе общения с участниками нам не удалось выяснить, чем занимается центр Адама Смита, зато все опрошенные уверенно заявляли, что событие организовано Либертарианской партией России (ЛПР). Озадаченные такой конспирацией, наши корреспонденты постарались для начала прояснить, кто кого поддерживает. К их удивлению, действующего сайта или страницы в соц. сетях у центра Адама Смита не обнаружилось. Зато обнаружился сайт ЧТЕНИЙ Адама Смита со схожим набором действующих лиц и частотой обновлений, равной одному посту в год. По всей видимости, вся группа организаций и ивентов им. А. Смита действительно неким образом связана с Либертарианской партией России, но, следуя славным традициям анархистов, не утруждают себя официальным закреплением своих отношений. Главным признаком единства cмитсонианцев, ЛПР и конференции Айн Рэнд являлись молодые люди, торговавшие флагами, значками и наклейками с символикой на заданную тему.

Наша Справка

Либертарианство (libertarianism) – группа политических философий и движений, которые ставят во главу угла свободу, не приемлют любых проявлений агрессии и скептически относятся к государству. В этом течении выделяют две значимые группы. Минархисты считают, что существование государства, которое принудительно взимает налоги, неизбежно и даже необходимо, но его единственными функциями должны быть защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Анархо-капиталисты же выступают против государства как такового. По их мнению, граждан должны защищать частные охранные агентства.

Айн Рэнд (1905-1982) – американская писательница родом из России, создательница философии объективизма (т.е. рационального индивидуализма), автор романов «Атлант расправил плечи», «Источник», «Мы живые» и др. Идеи Рэнд стали источником вдохновения для либертарианцев, хотя сама писательница отрицательно отзывалась об этом политическом течении.

 «Атлант расправил плечи» – Программное творение Айн Рэнд. Попытаемся вкратце описать содержание этого трёхтомника. В мире происходит всеобщий переход к плановой экономике, крупный бизнес испытывает ДОВЛЕНИЕ, что приводит к экономическому кризису и хаосу. Два крупных промышленника пытаются это ДОВЛЕНИЕ всячески превозмогать, попутно предаваясь плотским утехам и удивляясь, куда же делись остальные капиталисты. В итоге выясняется, что под предводительством комсомольца, философа и изобретателя Джона Голта промышленные «атланты» решили перестать кормить дармоедов, поселиться отдельно от остального общества и собственноручно развозить навоз по полям. В качестве цели этого перформанса было заявлено построение нового мира на развалинах старого.

Кто пришёл на конференцию?

Среди спикеров числились кандидаты экономических наук, философы, политологи и, конечно же, блоггеры. Присутствовавшие на мероприятии творцы, промышленники и предприниматели, столь ценимые А. Рэнд, видимо находились в режиме скрытности и голосов с мест не подавали.

Среди слушателей львиную долю составляли люди до 30, было много студентов. Толпа получилась пёстрая. Многие старались подчеркнуть свой нонконформизм с помощью внешнего вида. Способы были разные – от цветной головы до немытой. Вначале мы планировали вкратце законспектировать обсуждавшиеся на конференции темы, но достаточно быстро утратили волю к борьбе. Увы, создалось впечатление, что спикеры не слишком долго готовились.

Презентации были оформлены в лучших традициях официальных бюрократических планёрок: много текста на каждом слайде, но речи не отрепетированы. В результате очень многие разливались мыслью по древу: на то, что можно было бы чётко донести в паре предложений, они тратили пять минут. Большинство явно не привыкли к публичным выступлениям. Политолог Саша Тамм из Германии признавался своему переводчику, что ужасно боится выступать, на что переводчик отвечал, что он вообще не переводчик, а биолог (Или уролог. Или филолог.  Был немного пьян и не расслышал. *прим. Льва Бердона).

Превозмогая сон, наш спецкор уловил следующее:

Спикеры много вспоминали Евгения Чичваркина (сооснователя и бывшего совладельца салонов сотовой связи «Евросеть», который после уголовного

Это не Михаил Светов

И это тоже не Михаил Светов

преследования в России уехал в Лондон и занялся там винным бизнесом). Мол, его история очень напоминает путь героев «Атланта».

Специалист в области экономики железнодорожного транспорта Фарид Хусаинов посетовал, что поддержку от государства получают те, кто уже богат. Справедливое государственное регулирование с его точки зрения – оксюморон.

«Экономисты должны не сидеть в башне из слоновой кости, а заниматься просвещением» – это единственное, что они могут сейчас сделать.

Антимонопольный экономист Вадим Новиков с одной стороны называл «Анлант» политико-экономической фантастикой, а с другой всячески упирал на его реализм.

Философ Сергей Сазонов отметил, что образ жизни, который ведёт большинство населения, не соответствует тому, который нужен для понимания логики свободы.

Предоставим слово Льву:

«Вот про «превозмогая сон» – это точно не про меня. Как только философы начали вылезать из своей «башни из слоновой кости» и рассказывать свои удивительные истории, я понял, что с либертарианством на Руси приключилось худое, и оперативно отправился пожрать в Мак. Если очень коротко, то большая часть выступавших не имела ни малейшего понятия об основах экономики и откровенно путалась между миром романа и реальностью.»

Михаил Светов

Большинство присутствовавших с нетерпением ждали выступления либертарианца всея Руси Михаила Светова. Торговой маркой Светова, сделавшей его известным (надо признать, на некотором безрыбье) за пределами либертарианской тусовки, являются люстрации, определяемые им самим как «процесс нежного отстранения от власти».

А это Михаил Светов

Следует признать, что Михаил выгодно отличался от остальных выступающих и речь держал складно. Вкратце её содержание сводилось к следующему:

– Любые добровольные отношения с точки зрения либертарианцев являются рыночными.

– Либертарианство стремится не к победе товарно-денежных отношений, а к тому, чтобы отношения между людьми строились на принципах неагрессии. В этом смысле община амишей может быть ближе к либертарианским идеалам, чем другие части западного общества.

– На либертарианском рынке нет неэффективного использования собственности.

– Задача либертарианства – объединить всех либертарианцев независимо от их эстетических взглядов, чтобы защититься от общего врага.

– Оружие должно быть легализовано.

– Ничто не представляет большей опасности, чем государство. Задача либертарианцев – поставить агрессора (государство) в максимально невыгодное положение.

Ванильные цитатки как средство построения либертарианского общества

– В России у либертарианства очень хорошее будущее, т.к. доверие людей к государству является низким.

Михаил достаточно ловко уходил от неудобных вопросов из зала (например, вопросов, касающихся финансирования армии и полиции в либертарианском обществе) и в случае осложнений смещал ход дискуссии к обсуждению общих принципов либертарианства.

Со Световым можно не соглашаться, но с ним хотя бы интересно спорить и его политический посыл более-менее ясен человеку со стороны.

Резюме

Вопросы соблюдения баланса между индивидуальными и общественными интересами, взаимоотношений человека и государства весьма интересны и сами по себе. При должном уровне усилий либертарианцы могли бы неплохо завести публику и спровоцировать актуальную общественную дискуссию. К сожалению, либертарианская конференция больше походила на студенческий коллоквиум: спикеры мялись, путались в показаниях и всячески демонстрировали отсутствие пассионарности. Вопросы из зала задавались нечасто и ответы на них зачастую давались весьма неконкретные. С другой стороны, жизненный путь либертарианства в России начался относительно недавно и текущие недостатки вполне могут являться «детскими болезнями» достаточно самобытной субкультуры