На этот раз в рубрике #eventпатруль мы поделимся впечатлениями от посещения первой профессиональной SMM-конференция «Суровый Питерский SMM». Вся правда без купюр!

Что такое SMM (Social Media Marketing)

Наши современники любят «себя показать и других посмотреть», и соцсети позволяют легко и просто это сделать. За последние 10 лет Facebook, ВКонтакте и прочие стали самостоятельным средством коммуникации, которое вырвало одеяло у телевидения и радио и нагло перетянуло его на себя.

Вполне естественно, что социальные сети стали популярной рекламной площадкой и настоящей кузницей контента. Для того чтобы заарканить клиента, современному бизнесу приходится предпринимать воистину титанические усилия. Основными героями таких усилий и стали SMM-специалисты (Social Media Marketing – Прим. Ред.). SMM-щик – это сотрудник, который ведет страничку или сообщество компании в социальной сети, привлекая пользователей в воронку продаж, поддерживая их лояльность и работая с репутацией. Элементы SMM активно используют и для продвижения «личного бренда» («я крутой специалист, вот мое фото с Робертом Кийосаки, вот мои мысли о жизни, а вот мой обед»).

На тему продвижения в соцсетях проходит множество онлайн и офлайн семинаров. Одним из наиболее заметных событий отрасли по праву считается Суровый Питерский SMM, организуемый Дмитрием Румянцевым и Наталией Франкель. В 2017 году конференция прошла уже в третий раз. Сюда приезжают люди со всех концов России, билеты раскупают за несколько недель до начала, и ленты новостей еще долгое время пестрят восторженными отзывами.

В этой статье мы расскажем, что такое Суровый Питерский SMM, чем он хорош, кому стоит туда идти и как продвигаться в соцсетях в 2K17 по мнению выступающих.

Плюсы: Отлаженная организационная машина

В организационном плане устроители конференции сработали очень чётко.

— Выверенный тайминг: модераторы ревностно следили за тем, чтобы докладчики не превышали отведенного им времени.

— Наборы участника конференции: каждый получил брендированную холщовую сумку, блокнот, ручку, бутылку питьевой воды, батончик мюсли, аскорбинку, промоматериалы партнеров и сертификат участинка. Блокнот достоин отдельной похвалы: на первых страницах размещено расписание конференции, словарь полезных терминов и информация о спикерах – очень удобно.

— Логистика события: между докладами, которые шли параллельно в трех залах, были перерывы по 15 минут, чтобы все успели сделать все свои дела. На кофе-брейке было много столов с аналогичными угощениями (сэндвичи, круассаны, сладкое) и напитками (чай, кофе), что позволяло всем желающим подкрепиться, не выпадая из процесса получения знаний.

— Доступ к материалам: после конференции участникам присылают все презентации спикеров и видеозаписи выступлений.

— Визуальное оформление: в фойе разместили узнаваемый железный трон, а также изображения известных петербуржцев, приправленные остроумными фразами про SMM. По зданию бродили несколько мужчин в треуголках с накладными усами, олицетворяя основателя города на Неве (хотя многие и принимали его за Д’Артаньяна). Было, где сфотографироваться, чтобы выложить фото с хэштегом #smmconfa в Instagram.

— Визуальный нетворкинг: в фойе можно было оставить краткую информацию о себе на листах ватмана, которые потом вешали на стены. Хороший способ скоротать время в перерывах между докладами и найти полезные контакты. Для общения участников был создан специальный чат в Telegram.

— Дополнительные мероприятия: при желании можно было записаться на «живой» нетворкинг в игровом формате. Кроме того, были и дополнительные мероприятия. Например, в одном из баров Петербурга прошел SMM-ринг между Дмитрием Румянцевым и Андреем Захаряном (обсуждали, нужен ли бюджет для продвижения или можно обойтись без него).

Минусы: «Всего год назад я была любовницей женатого мужчины»

Покончив с технической и организационной частью, в которой мы отметили только хорошее, перейдем к более интересному, а именно к контенту.

Тематика выступлений была разнообразной: спикеры охватили и все соцсети, и b2b/b2c, и разные типы продвигаемых компаний. Между тем, содержание ряда презентаций вызвало у публики весьма бурную реакцию и ожесточенные споры в Телеграме.

Итак, в начале первого дня в программе был заявлен «секретный спикер» с многообещающей темой «Сторителлинг, «белый бот» и ребрендинг. История о том, как вылезти из глубокой ямы и получить миллион чистой прибыли». Перед началом зал был забит: всем было любопытно, кто же этот загадочный выступающий. «Надеюсь, что это Игорь Манн! – сказала модератор зала. – Хочу с ним бесплатно сфотографироваться». Но мистер Х оказался не Манном, а некой Алёной Ленской. Сама Алёна не сочла нужным представляться, сходу заявив, что «в какой-то момент» она поняла, что с ней «психологически не все в порядке» (люди в зале заинтересованно подняли головы).

Выяснилось, что Алёна занимается продвижением астропсихологических консультаций (oh well, whatever, nevermind). Как следует из названия выступления, Алёна хотела рассказать об успешном продвижении постов, написанных в формате истории. «Честность продаёт, проверено! Вот астрологические консультации точно продаёт, даже мужчинам продаёт», – поделилась мудростью г-жа Ленская. – «Всего год назад я была любовницей женатого мужчины. И однажды я стала рассказывать эту историю в своих постах». На этом моменте слушатели потянулись на выход, и в центре зала образовалась солидная плешь. Алену, однако, это обстоятельство ничуть не обескуражило. Она рассказала, как умело настроенный бот выдает ее клиентам «кармическую задачу на идеального мужчину для вас и идеальную женщину для вашего мужчины».

Далее последовал коктейль «народной мудрости» и «рекомендаций». Вот некоторые выдержки:

— «Чего скрывать, у многих женщин отношения – это больная тема».

— «Разве что секс я не обсуждаю. То есть обсуждаю, но не слишком детально».

— «Я брала уроки по драматургии, но не с самого начала своих публикаций, а через какое-то время».

— «Могла ли я подумать, что через полгода встречу его любовницу?» (Фраза приведена как пример клиффхэнгера для социальных сетей – поста, оканчивающегося так, чтобы подписчики с нетерпением ждали следующего).

Наш репортёр, конечно, знатно повеселилась во время этого выступления, но все же осталась по его окончании в лёгком недоумении. И, как оказалось, не только она. Telegram-чат забурлил: многие были возмущены качеством доклада в целом и «повадками» спикера в частности. Довольно быстро к обсуждению подключился организатор Сурового SMM Дмитрий Румянцев, вставший на защиту Алёны: «Ничего вы не понимаете, это отличный пример негативного сторителлинга». После этого все немного успокоились, но чувствовалось, что у Дмитрия, что называется, «бомбануло».

И снова плюсы: Кто запомнился в хорошем смысле

Если не считать курьезного выступления секретного спикера, то хороших докладов было много. Энергичный и весёлый Дмитрий Фердман разобрал оформление сообществ ВКонтакте на реальных примерах, показав, что сделано хорошо, а что – плохо.

 

Елена Коварская («Маркетинг и продажи: даю удочку, а не рыбу») рассказала, как «согреть» холодных покупателей в соцсетях: «Если хотите, чтобы вас конвертило, вытряхивайте из клиента УТП и пихайте его на самое видное место». Здесь было много реального опыта – самого ценного, что можно получить на такой конференции.

Алексей Купреев с юмором рассказал о негласном правиле продвижения в «Одноклассниках»: чем хуже, тем лучше. Несмотря на множество предубеждений по отношению к этой соцсети, там можно отлично продвигать некоторые товары и услуги. Лайфхаки этого нелёгкого дела Алексей объяснил на примере кейса о продвижении банковских услуг в регионах.

Павел Гуров поведал, как работать с поколением тенцениалов – людьми, которые родились в конце 90-х – начале 2000-х гг. Рецепт идеального контента такой: быстрый (видео не больше 20 секунд), геймифицированный, эфемерный (исчезает через 24 часа), автозапускаемый, интерактивный. На выступлении был заслуженный аншлаг – браво, Павел!

Ольга Борисова рассказала много дельного о продвижении b2b-сервиса на примере Target Hunter, «королева промопостов» Анна Тыщенко всесторонне рассмотрела тему белых рассылок в личные сообщения в соцсетях, а Дмитрий Румянцев просто и понятно рассказал о комплексном продвижении услуг ВКонтакте.

Вердикт event-патруля BE today

Яркие фотографии, довольные отзывы, позиционирование конференции как престижного отраслевого события – главные секреты успеха Сурового Питерского SMM. Безукоризненная организация мероприятия – прямо-таки бальзам на душу таких заядлых ходоков по деловым мероприятиям, как наши корреспонденты.

Многие люди ехали на событие с завышенными ожиданиями, полагая, что им дадут универсальный рецепт раскрутки в соцсетях. Вполне естественно, что таких людей ждало некоторое разочарование: никаких «граалей», разумеется, не было. В то же время, новички открыли для себя много нового, но и профессионалы, думается, получили если не новые знания, то вдохновение и полезные контакты.

Стоит ли идти на Суровый Питерский SMM в следующем году? Скорее да, чем нет: SMM не стоит на месте, методики продвижения быстро меняются и в следующем году явно будет, что обсудить. Желаем организаторам всяческих успехов! И, быть может, чуть больше практики и примеров в содержательной части конференции.

 

Работа над ошибками

Пожалуй, единственное, что несколько озадачило – это некоторые спикеры, в частности, вышеупомянутая А. Ленская. Рассказ о своих неудачах – это неплохой вид контента. Вспомним различные встречи в формате Fuckup Nights, на которых предприниматели делятся отрицательным «тоже опытом». Тем не менее, выступление Алёны с фигурирующими в нем любовницами и «токсичными отношениями» больше напоминало аудиоверсию газеты Speed Info и заставляло брови непроизвольно взлетать вверх.

Учитывая тот факт, что каждому спикеру было выделено по часу на общение с аудиторией, с нашей точки зрения стоило чуть тщательней подойти к отбору спикеров. Ряд выступающих так стремились уложиться в срок, что заканчивали говорить и отвечать на вопросы существенно раньше отведенных 60 минут. Может, стоит пересмотреть тайминг? Или убедиться, что у выступающих хватает контента.

Реакция организаторов конференции на негатив некоторых пользователей в чате также удивила. Здесь было бы уместно проявить больше юмора и, возможно, дипломатичности.