Краткий обзор панельной дискуссии в "Платформе роста"

Панельная дискуссия по стартапам в GrowUp

16 марта в коворкинге GrowUp Платформа Роста прошла панельная дискуссия «Инвестиционный прогноз 2017: стартапы, которых ищут». Предприниматели рассказали, что должен, по их мнению, делать стартап, чтобы заинтересовать инвестора. В обсуждении приняли участие 3 спикера:

  • Алексей Семёнов, председатель Союза Организаций Бизнес-Ангелов (СОБА)
  • Сергей Петренко, инвестиционный аналитик в iDealMachine
  • Алексей Карлов, CEO Angel Relations Group, серийный предприниматель.

Дискуссию модерировала Юлия Асламова.

 

Для тех, кто не смог посетить событие, редакция Be today представляет обзор наиболее интересных вопросов и ответов, разобранных в ходе дискуссии:

Какие стартапы сейчас наиболее перспективны?

С.П.: Тренды на стартапы формируются исходя из спроса крупных корпораций, т.к. именно корпорации выкупают перспективные стартапы. В последнее время, мы наблюдали «хайп» – ажиотаж вокруг какой-то идеи, за которым нет тренда. На самом деле, хайп – это плохо, потому что ложный спрос. Например, в прошлом году сильно летел блокчейн, потом о нем перестали говорить. Если говорить в более общем разрезе, работает то, что решает проблему потребителя. В отсутствии этого инновационная составляющая не поможет. В России сейчас очень сильно идет ритейл, в мире – VR, AR.

А.К.: Новый тренд – это то, о чем сейчас не говорят. То, о чем все знают, уже представляет собой высоко конкурентную среду, в которой крайне сложно будет пробиться. Но это не значит, что к тому, о чем говорят в мире, не надо прислушиваться – необходимо быть в курсе происходящего. Принцип действий можно сформулировать так: не доверяйте моде, доверяйте технологиям. В России сейчас стартапы ориентируются, в основном, на внутренний рынок. Именно такие проекты берут в ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив). Между тем, ситуация в мире может быть совсем другой. Возможно, блокчейн не взлетел в России, но в мире спрос на таких специалистов большой.

Какой проект можно назвать стартапом?

А.С.: Стартап – это в общем и целом масштабируемый проект, в котором затраты растут линейно, а доходы экспоненциально.

С.П.: Стартап – это временная компания для проверки бизнес-модели.

А.К.: Стартап – это компания на начальной стадии, остальное не важно.

В чем специфика рынка российских стартап проектов и инвестирования в них?

 А.С.: У российских стартапов чаще всего нет выхода на внешний рынок. До сих пор в головах существует своеобразный железный занавес. Возможно, российским компаниям следует не апробировать свои идеи у нас, а сразу смотреть на глобальный рынок. В принципе, наш венчурный рынок уже созрел.

Идеальная стратегия выхода для инвестора – это…

С.П.: 10х!

А.К.: Мухаха!

А.С.: Мы не рекомендуем ангелам вкладываться в 3-4 проекта, лучше диверсифицироваться, разложить деньги по целому ряду компаний. Кроме того, не нужно ангелы понимают, что не нужно делать работу за стартапы.

Что нужно сделать, чтобы вы как инвестор заинтересовались проектом?

А.К.: Помните, что бизнес-ангел – это очень жадный и злой человек. Он хочет на вас заработать и больше вас не знать никогда. Стратегия выхода для ангела – немного вложить, поскорее запустить и продать дороже.

А.С.: Нужно представить инвестору конкретику – первые результаты работы вашего проекта. Будьте готовы к тому, что на первом этапе вам придется занимать у клуба 3f (семья, друзья, дураки). Только после того, как эти средства дадут реальную отдачу, обращайтесь к инвестору. Другими словами, к ангелу вы идете тогда, когда вам нужно масштабироваться.

Какие метрики лучше показать инвестору?

С.П.: Из метрик важны финансовые модели, операционный план, юнит-экономика. Нормально, если в квартал вы увеличиваетесь в 2 раза. Важны повторные покупки.

А.К.: Если вы только начинаете и у вас есть 5 тысяч пользователей, но вы не зарабатываете – это уже хорошо. Важно, чтобы эти пользователи совершали какие-то действия с вашим продуктом, были вовлечены. Существуют 3 основные метрики: сколько стоит привлечение одного пользователя, сколько пользователей совершают действия и есть ли повторные продажи.

С.П.: Добавлю, что бывают случаи, когда компания находит нескольких клиентов по неправильной бизнес-модели, а потом не хочет отказываться от плохой модели из-за этих клиентов. Избегайте таких случаев.

Редакция Be today с интересом следит за развитием Grow Up и будет держать своих читателей в курсе новых событий коворкинга.